Настоящие роботы появляются поздней ночью

13 октября в инновационном центре «Сколково» прошла с размахом Робоночь. «ВМ» понаблюдала за последними приготовлениями. Безымянный белый робот с бездонными голубыми глазами пытается нащупать беспроводной интернет. Это промобот, он продвигает товары и услуги. Такой же по имени Леночка уже прописался в аэропорту «Внуково», а этот только готовится выступить перед публикой.
— Единственная машина в России, которая способна поддерживать диалог человека и машины на родном для нас языке, — объясняет руководитель Робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов. — Машина понимает речь, отвечает и может распознать лицо.
Почему Робоночь? Днем проводятся конференции, все серьезно, а ночь всегда наполнена романтикой и творчеством. Оттого в городе так популярны и «Ночь музеев», и «Ночь музыки». Вот и Робоночь — не для научных изысканий, а чтобы увидеть, кто делает сверхинтеллектуальную технику и что умеют умные машины. На ночной вечеринке техники и людей роботы играют в шахматы, переводят язык жестов в символы.
А в воздухе им аккомпанируют беспилотные летательные аппараты.
— Эта область находится на подъеме, — говорит Ефимов. — В России пока роботехников больше, чем роботов.
Не знаю, к сожалению это или к счастью.
Если честно, о Сколкове истории ходят разные, в народе даже шутки слагают — мол, производят здесь объекты столь секретные, что о них и в Сколкове не знают...
Спешим развеять слухи и призываем Ефимова к барьеру.
— Промоботы продаются сотнями, — «отбивается» главный робототехник. — Один из участников Робоцентра «Сколково» — компания, которая продает сотни миниатюрных подводных дронов.
Эта фирма — вторая в мире по производству оборудования такого класса. Ее роботы используются и на нефтедобывающих платформах, и для осмотра кораблей.
Есть компания, которая лидирует в русскоязычном сегменте по искусственному интеллекту, разрабатывает программное обеспечение, которое понимает человеческую речь. Экзоскелет «ЭкзоАтлет» (аппарат для реабилитации людей с нарушением локомоторных функций нижних конечностей. — «ВМ») — реальная вещь, которая в следующем году выйдет на рынок для пользователей и поставит на ноги десятки тысяч людей. Кстати, это единственный экзоскелет в Европе, который проходит клинические испытания.
Ученые центра сотрудничают и с ГАЗ, и с КАМАЗ — крутят-вертят, пытаются сделать беспилотные машины на базе известных заводов. Ведь даже создатели авиационной техники говорят: катастрофы по вине техники крайне редки, многое решает человеческий фактор. Нет человека за штурвалом — нет проблем.
— Миллионы смертей в мире на дорогах возникают по вине водителя, — говорит Ефимов. — Современный автомобиль уже на 25 процентов состоит из программного обеспечения. И в дальнейшем доля его будет только возрастать.
Собрат Леночки просит мягким мужским тембром не проходить мимо: «Я знаю много интересного». Ефимов тоже знает. Например, куда движется отрасль и заменят ли машины человека.
— Не надо обманывать себя: наши результаты в робототехнике пока скромные, — говорит специалист. — Но они скромные у всех. Потому что мы находимся в ситуации, когда нет устоявшихся технологических моделей. И это шанс для продвижения новых идей.
Источник: Вечерняя Москва